В России в разное время были допущены к применению в составе дизельных топлив следующие цетаноповышающие присадки: отечественные присадки - изопропилнитрат по ТУ 6-14-944-73 (ИПН), циклогексилнитрат по ТУ 7508906.115-92 (ЦГН) и зарубежные Paradyne-668 (Exxon), Kerobrizole EHN (BASF), Dodycet 5073 (Clariant), HiTec 4103W (Ethyl), ADX 743 (Lubrizol). Описание свойств и особенностей применения некоторых из указанных присадок приведено в [1, 3, 4]. В силу различных причин системного характера производство отечественных цетаноповышающих присадок в последние годы прекращено.
Специалистами компании разработана новая отечественная цетаноповышающая присадка «Миксент-2000». Основа присадки 2-этилгексилнитрат – известное химическое соединение, широко применяемое в качестве цетаноповышающей присадки в ДТ. Оригинальные запатентованные технические решения позволили стабильно получать такой состав вещества, который с одной стороны, эффективно повышает ЦЧ дизельных топлив, с другой, - не оказывает побочного воздействия на другие показатели ДТ.
Рекомендуемая разработчиком концентрация присадки в дизельном топливе – 0.1-0.3% масс.
При получении «Миксент-2000» нитрование проводили так называемой нитрующей смесью - смесью азотной и серной кислот. Серная кислота обеспечивает диссоциацию азотной кислоты, протонируя ее молекулы по гидроксильной группе.
Для стабилизации процесса нитрования в реакционную смесь и был включен карбамид. Собственно карбамид в образовании целевого продукта не участвует. Его основная задача – ингибировать окислительные процессы в ходе реакции.
Химизм процесса подробно описан в работе [3].
Промышленный процесс производства присадки «Миксент-2000» организован на производственных мощностях в г. Бийск.
Исходное сырье и вспомогательные материалы для производства «Миксент-2000» полностью отечественные.